Что делать, если в ломбард пришла проверка?

Автор материала: Щеголихин Дмитрий, руководитель юридического центра Догма

Готовимся к проверке надзорных органов: инструктируем персонал, минимизируем риски и штрафы

Внимание со стороны органов власти, проявленное к вашему ломбарду или комиссионному магазину, может повлечь самые разные негативные последствия: как незначительную трату времени на подготовку запрошенных сведений и документов, так и продолжительные хождения «по инстанциям» при оспаривании назначенных штрафов. 

Проверки могут затронуть самые разные аспекты деятельности: от соблюдения правил благоустройства прилегающей к офису территории, до исполнения требований законодательства о потребительском кредитовании и защите прав потребителей. Вот лишь примерный список «надзирателей» ломбардов: прокуратура, Банк России, Росфинмониторинг, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, антимонопольная служба, администрация муниципального образования и др. 

Вне зависимости от того, к какому ведомству принадлежит должностное лицо, проводящее проверку, есть ряд несложных правил и рекомендаций, исполнение которых позволит существенно уменьшить риски привлечения к административной ответственности.

В основе наших рекомендаций лежит принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ следующим образом:

  1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
  2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
  3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
  4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, проверяемой организации необходимо предпринять все возможные меры по затруднению сбора доказательств совершения административного правонарушения и в свою очередь обеспечить наличие доказательств, свидетельствующих в пользу проверяемого лица.

Все работники организации должны быть проинструктированы о правилах общения с должностными лицами, проводящими проверку. Лучше всего это сделать посредством составления памяток для персонала (строго для служебного пользования).

Во-первых, сотрудники ломбарда или комиссионки должны быть проинструктированы о действиях, которые необходимо совершить в случае прихода проверки.

Первая памятка для сотрудника на случай проверки в ломбарде:

  • не привлекая внимания, убрать «лишние» документы;
  • немедленно известить руководство о приходе проверки;
  • ознакомиться со служебным удостоверением должностного лица и по возможности записать его должность и ФИО;
  • фиксировать все происходящее на видеокамеру или диктофон.

Во-вторых, работники должны знать свои права и обязанности при проведении проверки, а также пределы полномочий должностных лиц.

Так, например, некоторые проверочные мероприятия могут проводиться только в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица (а не любого сотрудника) и незаинтересованных понятых (которых проверяющие зачастую приводят с собой). Подобные нарушения, будучи правильно зафиксированными, впоследствии вполне могут стать одним из оснований для отмены постановления о назначении административного наказания.

Предмет проверки и пределы осуществления проверочных мероприятий должны быть указаны в постановлении о проведении проверки. Данное правило не распространяется на сотрудников прокуратуры, которым законом предоставлены самые широкие проверочные полномочия: при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Следует отметить, что в случае явки вместе с сотрудником прокуратуры представителей иных органов власти, представителю проверяемой организации обязательно должно быть предъявлено соответствующее постановление о проведении самостоятельной проверки соответствующих органов власти или постановление прокурора о привлечении сотрудников данных органов власти к прокурорской проверке.

Попытки оспорить полномочия сотрудника прокуратуры обычно заканчиваются печально. Так, например,  был оштрафован на 50 000 руб. ломбард, руководитель которого, ссылаясь на профессиональную тайну, отказался по устному (!) требованию прокурора предоставить ему для ознакомления договоры с заемщиками (см. решение Липецкого областного суда от 09 июля 2015 г. по делу N 7-77/2015).

Тем не менее, можно попытаться дать сотруднику прокуратуры пояснения об объективной невозможности немедленного исполнения его требований и тем самым отложить выполнение «неудобного» требования на некоторое время.

В подобных случаях чрезвычайно важно правильно зафиксировать все происходящее, поскольку судебные инстанции, к сожалению, без сомнений принимают составленный должностным лицом акт проверки или акт осмотра как бесспорное доказательство совершения административного правонарушения. Так, например, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июля 2015 года по делу № А65-10636/2015 микрофинансовая организация была оштрафована на 50 000 руб. за неработающий сайт, на котором размещались Правила предоставления займов. Причем единственным доказательством факта совершения административного правонарушения стал акт осмотра сайта, составленный должностным лицом Банка России на своем рабочем месте без участия представителей микрофинансовой организации, понятых, нотариуса и каких-либо иных «незаинтересованных» лиц.

В-третьих, работники должны соблюдать простейшие правила поведения при проведении проверки.

Памятка для сотрудников №2: правила поведения, при проведении проверки

  1. Без согласования с непосредственным руководителем и (или) юристом:
    - Не следует предоставлять проверяющим любую информацию и документы, которые не  являются общедоступными и не находятся в свободном доступе. На задаваемые вопросы следует давать минимум пояснений, отвечать, по возможности, односложно: «Да», «Нет», «Не знаю», «Мне нужно уточнить».
    - Не следует подписывать какие-либо документы (акты, постановления, запросы, пояснения); 
    - Не следует оставлять проверяющего в помещении без присмотра. 
  2. В случае предъявления должностным лицом требований о совершении вышеуказанных действий, работнику необходимо немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю и ждать указаний. В случае настояний со стороны проверяющего работник может сослаться на отсутствие соответствующих полномочий (о чем должно быть прямо указано в должностной инструкции работника). Кстати, чтобы потянуть время в ожидании указаний руководителя, работник может сделать вид, что ищет должностную инструкцию. 
  3. В случае необходимости подписания каких-либо документов работнику следует предварительно вдумчиво прочитать их содержание, обратить внимание на правильность указания даты и места его составления, перечня лиц, присутствующих в ходе проверки. 
  4. Также можно связаться с руководителем и зачитать предлагаемый для подписания документ, а при возможности сфотографировать его и переслать руководителю.
  5. В случае наличия замечаний к содержанию документа работник вправе попросить должностное лицо внести в него соответствующие исправления, а в случае получения отказа –  до подписания самостоятельно внести соответствующие исправления (поясняющую запись). 
  6. В случае возникновения в ходе проведения проверки спорных или конфликтных ситуаций, а также в случае хамского, неадекватного поведения должностного лица и (или) сопровождающих его лиц, следует указать в подписываемом документе, что осуществлялась аудиозапись (видеозапись) и указать название и марку телефона (диктофона, видеокамеры). При этом категорически не рекомендуем удалять или перемещать соответствующие файлы с записывающего устройства до полного окончания проверки. После этого следует подписать каждую страницу документа с проставлением даты и расшифровки своей подписи (указать фамилию и инициалы). 
  7. В случае составления акта проверки и (или) акта осмотра до проставления подписи в соответствующей графе документа следует потребовать предоставления копии (или второго экземпляра) соответствующего документа.

Еще одним важным обстоятельством, позволяющим минимизировать риски привлечения к административной ответственности, является обеспечение соблюдения в помещениях организации определенных мер.

В ломбарде всегда должны соблюдаться следующие правила

  1. Никаких лишних документов на рабочем месте;
  2. Все оригиналы документов (договоры, заявления и анкеты, кассовые чеки, приходные и расходные кассовые ордера и т.д.), а также копии представленных клиентами платежных документов должны храниться в закрытом сейфе (при его отсутствии – в закрытой тумбочке); 
  3. Мобильный телефон работника всегда должен быть в работоспособном состоянии и с хорошим зарядом батареи, чтобы обеспечить возможность немедленной связи с непосредственным руководителем и (или) юристом.
  4. На смартфоне работника должно быть быстро доступно приложение-диктофон, а на карте памяти должно быть достаточно места для ведения аудиозаписи в течение нескольких часов.

Соблюдение вышеизложенных правил позволит юристу, представляющему интересы организации, использовать весь арсенал инструментов для оспаривания действий и решений должностных лиц. 

Вместе с тем, хочется обратить внимание на необходимость корректного общения с должностными лицами, осуществляющими проверочные мероприятия, и по возможности полного и своевременного исполнения предъявляемых ими требований.

Избегание конфликтных ситуаций и возникновения личной неприязни оставляет шанс договориться с должностным лицом об уменьшении размера административного штрафа в связи с привлечением к ответственности не юридического, а должностного лица. 
В этих целях руководителем некредитной финансовой организации соответствующие должностные обязанности (в сфере осуществления которых находится вменяемое правонарушение) должны быть заблаговременно возложены на конкретного работника (заместителя руководителя, бухгалтера и т.д.), а копии соответствующих приказов и распоряжений должны быть, как можно раньше предоставлены должностному лицу, проводящему проверку. Необдуманное предоставление указанных документов может привести к обратному результату – помимо самой организации к ответственности может быть привлечено и должностное лицо.

Избежать уплаты многотысячных штрафов можно в случае, если суд, должностное лицо или орган, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, придут к выводу о малозначительности вменяемого правонарушения. И хотя во многом принятие соответствующего решения полностью зависит от настроения лица, рассматривающего дело, все же предоставление в материалы дела грамотно составленных пояснений и собранных доказательств может склонить чашу весов в вашу пользу.

В случае назначения некредитной финансовой организации значительного административного штрафа есть вероятность снизить его размер на стадии судебного обжалования вынесенного постановления о назначении административного наказания.
Так, например, в арбитражной практике довольно часто встречаются судебные решения, в которых судьи со ссылкой на правовые позиции Конституционного суда РФ вдвое уменьшают размер административного штрафа (например, с 500 000 до 250 000 руб.) для коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства.

В любом случае, обжалование постановления о назначении административного наказания имеет смысл в целях отложения предельного срока для оплаты штрафа. Тем более что соответствующие жалобы не облагаются государственной пошлиной.

В исключительных случаях при удачном стечении обстоятельств опытным юристам удается затянуть процедуру обжалования и обосновать доводы в защиту интересов ломбарда таким образом, что истекает установленный законом срок для привлечения лица к административной ответственности, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении прекращается.

Мы искренне надеемся, что изложенные нами рекомендации позволят читателям минимизировать риски привлечения к административной ответственности по итогам проведения проверок надзорными органами.

Учет в ломбарде

Кроме того, что написано в статье, минимизировать риски возможных проблем в ломбарде может самая популярная в России программа для управления ломбардом, СмартЛомбард. Попробовать ее можно бесплатно, не нужно ничего скачивать, просто нажмите на кнопку, заполните 3 поля и вы сразу в нее зайдете:

Другие статьи

Законы, регулирующие работу ломбарда
5 полезных советов от владельца ломбарда
Способы воровства сотрудников и решение проблемы
Яндекс.Метрика